По материалам: «Медицинская газета», 4.10.2023
Своими размышлениями с корреспондентом «МГ» поделился заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат ЛДПР, кандидат медицинских наук Сергей Леонов.
«Традиционно главный закон, который предстоит рассматривать осенью — проект бюджета Российской Федерации на следующий год. Разумеется, наш Комитет в большей степени этот документ интересует в части расходов на здравоохранение.
Например, в Смоленской области есть проблема, которая давно требует решения – реконструкция либо строительство областной психиатрической больницы. Учреждению почти 120 лет, и всё это время оно находится в том же здании, где ни разу не было капитального ремонта. Состояние корпуса удручающее. Я уже обращался по этому поводу к министру здравоохранения России Михаилу Мурашко, администрация области тоже пытается получить федеральное финансирование на реконструкцию здания. Это один из пунктов моей депутатской программы», ‒ объяснил он.
Интересы всей системы здравоохранения депутаты также учитывают, уточнил Леонов.
«Есть сквозные отраслевые проблемы, равно значимые для всех субъектов РФ. Например, лечение орфанных заболеваний частично финансируется из федерального бюджета, частично — из средств специального благотворительного фонда, но часть расходов остаётся за регионами. Для меня безусловно важно, чтобы российская медицина развивалась не точечно, а равномерно по всей стране», ‒ объяснил парламентарий.
Леонов отметил, что важно будет держать на контроле, чтобы в бюджете следующего года не сократили расходы на программы, направленные на лечение хронических неинфекционных заболеваний и особо значимых инфекционных — ВИЧ/СПИД и вирусных гепатитов.
Затронул депутат ГД и акцизы на газировку.
«Моё внимание, как и внимание всей фракции ЛДПР в Госдуме, особо будет направлено на контроль использования средств, полученных от акцизов на сладкие газированные напитки. Этот косвенный налог введён в середине 2023 года. Как раз в предстоящем бюджетном цикле должно, наконец, появиться полное понимание, как будут деньги от «газированных» акцизов расходоваться в следующем году».
«Смысловое содержание» бюджета на здравоохранение пока неоднозначно. Когда, принимая решения о развитии системы оказания медицинской помощи, мы делаем акцент на высокие технологии, то смещаем внимание с ранней диагностики и своевременного начала лечения на оказание помощи при запущенных патологиях».
В Москве, отметил Леонов, деньги на обновление первичного звена направляются очень большие, открываются новые поликлиники, очень комфортные, оснащённые лучше многих региональных стационаров. Но в других субъектах это процесс более медленный.
«Построили модульный ФАП, а работать некому. Если в поликлинике появились одна-две единицы нового медицинского оборудования, данное событие становится главной новостью регионального масштаба: наконец-то у нас появился новый УЗИ-аппарат или высокопроизводительный лабораторный прибор. Это нельзя назвать вложением денег в медицину, это – латание дыр, позволяющее более-менее держать региональное здравоохранение на плаву, но не развивать его. К сожалению, в нынешнем варианте программа развития первичного звена - ни что иное, как просто поддержание уже спавших штанов.
Чтобы реально заниматься решением данной задачи, нужно возвращаться к тому формату, по которому проводилась модернизация здравоохранения в начале 2010-х годов, когда государством были выделены колоссальные деньги на обновление парка медицинского оборудования во всех лечебных учреждениях страны», ‒ заключил Леонов.
Кроме того, заметил он, России пора вернуться к обязательному распределению выпускников медицинских вузов. Для сельской медицины это было бы выходом из затянувшегося кадрового кризиса.
Рассказал о модернизации ОМС: «Условия и качество оказания медицинской помощи должны быть максимально равными по всей России. Повлиять на это может изменение тарифной политики в системе ОМС.
Сегодня схема выглядит следующим образом: тот регион, который делает больше взносов в систему ОМС, соответственно, больше получает из неё обратно, а тот регион, объёмы взносов которого на ОМС меньше, получает денег на медицинскую помощь меньше. Согласно этой модели, лечебные учреждения богатых регионов имеют более высокие, чем учреждения дотационных регионов, тарифы на оказание одних и тех же видов медицинской помощи. Это надо менять», ‒ подчеркнул депутат ГД.
Кроме того, медработники должны получить особый статус, как у работников силовых ведомств, убежден Леонов
«Это автоматически ужесточает наказание для тех, кто напал на врача, когда тот помогал пациенту или направлялся на вызов к больному», ‒ полагает парламентарий.
Также Леонов проанализировал перспективы декриминализации медицинской деятельности, отметив необходимость введения качественной экспертизы медицинской помощи, чтобы над головой врача не висел «дамоклов меч правосудия» угрозы обвинения в ошибке. Тогда он не будет действовать строго в рамках методички, чтобы не рисковать собственной свободой ради жизни пациента.
«Министерству здравоохранения России следует дать право профессиональным врачебным ассоциациям сформировать реестры экспертов из числа специалистов разных профилей, которые давали бы квалифицированную оценку действий медработников в ситуациях, приведших к ухудшению состояния или гибели пациента при получении им медицинской помощи. Все разговоры о том, что корпоративная солидарность в медицине сильнее истины, и свой своего никогда не выдаст — демагогия», ‒ сказал Сергей Леонов.